Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Images

Геймер Колоксуй 32

90

Мучение – свет! Благочестивый обзор Bloodborne

Игровые компании зачастую возятся с игроками как с ласковыми и милыми щенками, но одна студия не желает поддаваться стадному инстинкту. Так, From Software раз от раза посылает казуальную аудиторию к черту, выпуская игры, которые не развлекают, но заставляют страдать. Потому что страдание – это то чувство, которое находится на одном уровне с наслаждением! Такова человеческая натура, и «маньяки» из From Software – во главе с гуру Миядзаки – это прекрасно осознают. Положив начало сладостному мучению в Demon's Souls, разработчики поняли, что они нащупали ту самую «точку G», при нажатии на которую игроков можно заставить как рыдать, так и выть от восторга. В результате From Software выпустила еще две игры в рамках серии Dark Souls, а следом явила миру Bloodborne – очередной эталон мазохизма, в разработке которого Хидетака Миядзаки, в отличие от Dark Souls II, принимал непосредственное участие.

Мучение – свет! Благочестивый обзор Bloodborne
Bloodborne - Мучение – свет! Благочестивый обзор BloodborneМучение – свет! Благочестивый обзор Bloodborne

Bloodborne не является продолжением Demon's Souls или Dark Souls, и сюжетная линия тут своя. Собирать историю воедино, как и раньше, приходится буквально по крупицам. Главный герой – некий Охотник (ну, или Охотница, в зависимости от выбранного игроком пола персонажа) – прибывает в город Ярнам в надежде избавиться от своего таинственного недуга. Ярнам издавна славился своей медициной, особенно переливанием крови – процедурой, способной излечивать любые болезни. К этой самой операции наш герой и прибегнул, вот только что-то пошло не так – Охотник поймал мощные галлюцинации, будто бы объевшись нехороших грибов с волшебной поляны. Тем не менее, галлюцинации оказались явью. Проснувшись, наш протеже осознал, что очутился в самом настоящем аду: город брошен, оставшиеся в живых люди забаррикадировались в своих домах, а по улицам бродят толпы монстров. Понятно лишь то, что ничего не понятно. И вообще, какого лешего переливание крови делал старый, грязный, безглазый дед?

Bloodborne совершенно не желает сюсюкаться с игроком, и сразу бросает его в бой, ничего не объясняя. Нам даже не говорят, где взять оружие, чтобы убить самого первого врага – волосатого волколака с невообразимо скверным характером! Тут и начинается танец смерти, боли и ненависти, и это может быть фатально для новичка, привыкшего, что его ведут по дороге за ручку, все объясняя и постоянно подкармливая вкусной нямкой. Но мученье – свет! Игрок, пережив пару десятков смертей и размазав толстым слоем нюни по своей розовощекой мордашке, принимает правила игры и начинает водить носом в стороны, стараясь анализировать происходящее и учиться на своих ошибках. Как новорожденный теленок, он сначала поднимается на подкашивающихся ногах, потом учится пользоваться своими маленькими рожками, и постепенно, шаг за шагом, превращается в злого и грозного быка со свисающими до земли стальными яйцами.

Мучение – свет! Благочестивый обзор Bloodborne
Bloodborne - Мучение – свет! Благочестивый обзор BloodborneМучение – свет! Благочестивый обзор Bloodborne

Нюхнувшим пороха геймерам будет чуть проще, так как они – тертые заплесневелые калачи – понимают, что разработчики из From Software ненавидят игроков всеми фибрами души (в хорошем смысле, разумеется) и относятся к ним соответствующе. Как и раньше, любой враг, даже страдающий старческим геморроем дед с тесаком в руках, может выпустить нам кишки с одного удара, а уж группа из трех-четырех рядовых противников подчас и вовсе кажется непреодолимым препятствием. Если, конечно, не носиться сломя голову по локации, отпрыгивая в разные стороны и всячески изворачиваясь. Тут и становится понятна первое ключевое отличие Bloodborne от той же Dark Souls – динамика боя увеличилась весьма существенно.

На дворе, если судить по антуражу, вроде как 19-ый век, и герой уже не носит броню – только разного рода стильное тряпье. Даже щиты (за исключением одного – бесполезного как диплом филолога) пропали как класс, что может заставить плакать кровавыми слезами ту часть аудитории, которая всегда играла от обороны. Но гражданам, предпочитавшим в прошлых играх гуттаперчевый стиль ведения боя, переучиваться практически не придется.

Мучение – свет! Благочестивый обзор Bloodborne
Bloodborne - Мучение – свет! Благочестивый обзор BloodborneМучение – свет! Благочестивый обзор Bloodborne

Ассортимент холодного оружия, в сравнении с Dark Souls II, существенно снизился, но при этом повысился его качественный уровень. Каждое орудие убийства, будь то меч или топор, отличается от «сотоварищей» уникальными характеристиками и свойствами. Кроме того, любое оружие теперь имеет два уровня трансформации. Тот же одноручный топор, привычный на ближних дистанциях, по нажатию кнопки превращается в длинную двуручную секиру, а обычная с виду трость, которой мы быстро-быстро колотим по черепушкам супостатов, в мгновение ока преобразуется в длинный-предлинный хлыст.

Так как щит успешно отправился за горизонт событий, освободившаяся левая рука теперь крепко держит огнестрельное оружие. Интересно, что огнестрел, за исключением совсем уж монструозных пушек, нужен не столько для нанесения урона, сколько для оглушения противника и последующего проведения «рипоста» – мощной контратаки с применением колюще-режущих предметов, способной если не убить, то, по крайней мере, сильно покалечить врага. Что касается «бэкстаба» – убийственного удара со спины – то тут тоже есть некоторые изменения. Теперь для расчленения тушки врага обычного удара будет недостаточно. Чтобы атака была успешной, надо провести самый мощный выпад, который только есть в игре, и только тогда кишки полетят в разные стороны.

Огнестрел в качестве поддержки и холодное оружие как основное орудие убийства – это почти все, на что может рассчитывать игрок во время прохождения Bloodborne. С одной стороны, такой подход со стороны разработчиков понятен – была поставлена задача повысить динамику, и милишники всевозможно пошиба, трясущие топорами и секирами, подошли наилучшим образом. Но из-за этого в Bloodborne нет того разнообразия «рабочих» билдов, которое присутствовало в Dark Souls. Что касается магии, то в игре она осталась, но выражена теперь в виде уникальных и очень редких артефактов, являющихся катализаторами заклинаний. Забавно, но в качестве ресурса для активации последних требуются ртутные пули – те самые, которые нужны для мушкетонов и пистолей. Также у персонажа остался магический параметр Arcane, от которого зависит степень наносимого оружием стихийного урона и мощь зачарованных предметов.

Мучение – свет! Благочестивый обзор Bloodborne
Bloodborne - Мучение – свет! Благочестивый обзор BloodborneМучение – свет! Благочестивый обзор Bloodborne

Чтобы дать хоть какой-то шанс на выживание неопытному Охотнику, игра время от времени подкидывает ему пузырьки с кровью, чье употребление мгновенно восстанавливает часть утраченного ранее здоровья. «Лечилки», как и ртутные пули, в основном выпадают с поверженных врагов. В Dark Souls же, напомню, были фляги с эстусом, которые пополнялись исключительно у костров. Еще в Bloodborne есть одна интересна фишка, позволяющая вернуть утраченные очки HP прямо во время боя. Например, нам нанесли мощную оплеуху «стоимостью» в половину здоровья, но в течение нескольких секунд мы можем забрать очки жизни обратно – полностью или частично – если проведем пару-тройку успешных ударов по врагу. Благодаря этой механике удается сохранить имеющиеся у нас «лечилки» в неприкосновенности. Но это палка о двух концах, так как в погоне за восстановлением здоровья можно пропустить очередную зуботычину и отправиться в мир иной, извергая грязные ругательства и проклиная свою жадность. А ведь загрузки в Bloodborne ой какие дооолгие – по двадцать секунд минимум, а то и все тридцать.

В случае гибели игрок теряет отголоски крови – ресурс, пришедшим на замену душам из Dark Souls – и возвращается… Нет, не к кострам, как в Dark Souls, а к лампам – чекпоинтам, встречающимся так же редко, как икринки на бутерброде Ингвара Кампрада. Такова цена отсутствия больших штрафов за смерть – у игрока забирают только отголоски крови, но он не превращается в полудохлое существо с уменьшенной шкалой HP и заниженными статами. Так или иначе, и потеря отголосков крови – событие малоприятное, так как они нужны для прокачки персонажа, модернизации оружия и покупки различных вещей с расходниками. Хотя у игрока есть один шанс вернуть родное, если он, не умерев повторно, доберется до места своей прошлой гибели. Иногда ресурс забирают блуждающие в округе монстры, но определить, какая именно тварь экспроприировала отголоски, достаточно легко – у той ярко светятся глаза. Ломиком промеж глаз – и отголоски крови возвращаются к нам обратно.

Мучение – свет! Благочестивый обзор Bloodborne
Bloodborne - Мучение – свет! Благочестивый обзор BloodborneМучение – свет! Благочестивый обзор Bloodborne

Отправившись в иной мир впервые, игрок автоматически попадает в так называемый «Сон Охотника» – аналог Нексуса из Demon’s Souls. Здесь, посреди великого Ничто, стоит домик, рядом с которым мы и получаем свое первое оружие, а также блокнот для создания записей. В последующие разы мы будем телепортироваться в «Сон» уже по собственному желанию. «Сон Охотника» – это не только хаб, откуда можно перемещаться в ранее открытые локации, но и самая настоящая база с соответствующим набором функций. С помощью ожившей куклы – этакой Девы в черном из Demon’s Souls, но с поправкой на местные реалии – мы повышаем уровень персонажа и развиваем наши характеристики. В купальнях, раскиданных по территории, покупаем вещи и оружие, а у могильных стел проводим специфические ритуалы. В самом доме есть ящик, куда можно складировать разный хлам и предметы, свойства которых до поры до времени остаются загадкой, станок для модификации оружия и алтарь для использования рун.

Прокачка оружия проходит за счет установки драгоценный камней – специальных модификаторов, наделяющих оружие новыми свойствами и повышающих степень наносимого урона. В сравнении с Demon’s Souls, модернизация орудий для экзекуции была несколько упрощена – теперь нам доступен только один тип камешков, и оружие можно прокачать только на «плюс 10». Также на пути героя изредка попадаются и так называемые кровавые камни – их можно вставить в особые ячейки, расположенные в «теле» мечей, топоров и прочих мотыг.

Руны, пришедшие на смену кольцам из Dark Souls, награждают персонажа различными особенностями. Изучив их у Алтаря Памяти, игрок может повысить некоторые параметры героя, а также «научить» его, как носить с собой больше пузырьков с кровью или получать больше отголосков в бою. Руны, как и кровавые камни, чаще всего находятся в потаенных местах или же выбиваются из особых монстров.

Мучение – свет! Благочестивый обзор Bloodborne
Bloodborne - Мучение – свет! Благочестивый обзор BloodborneМучение – свет! Благочестивый обзор Bloodborne

«Сон Охотника» позволяет перевести дух, собраться с мыслями и решить некоторые насущные дела, но все же наступает момент, когда Охотнику надо двигаться дальше – навстречу своей судьбе, какой страшной она бы ни была. Помимо города, в Bloodborne дают побегать и по его окрестностям, но именно Ярнам вызывает наибольшее количество эмоций. Гейм-дизайнеры From Software переплюнули сами себя, создав воистину величественное зрелище! Чего стоят одни лишь гигантские соборы, которые, словно гигантские клепы, прорезают плывущие сквозь ночь облака, подсвеченные мертвенным светом огромной, пугающей луны.

Перед нами во всей красе предстает викторианская готика, возведенная в апофеоз и приправленная ужасом смерти и страха. Ощущение, что ты бредешь по гигантскому кладбищу, не отпускает ни на секунду, а липкий ужас противными капельками выходит вместе с холодным потом. Из-за закрытых на все засовы дверей доносятся заунывным вопли, перемежающиеся плачем и истерическим смехом, а в темных переплетениях улочке орут, сопят и рычат неведомые твари, и ты понимаешь, что не сможешь переступить через себя и отправиться дальше. Иногда какофония звуков мгновенно сменяется абсолютной тишиной, но тишина – еще не показатель того, что впереди все спокойно. Опасность в Bloodborne подстерегает на каждом шагу, и враг может внезапно вылететь из-за любого угла, а лежащий неподалеку труп вдруг оказывается совсем не трупом, и только мы оставляем его за спиной, как он, сладострастно урча, протыкает нас вилами.

Мучение – свет! Благочестивый обзор Bloodborne
Bloodborne - Мучение – свет! Благочестивый обзор BloodborneМучение – свет! Благочестивый обзор Bloodborne

В Bloodborne на дурачка нельзя проскочить ни одну локацию. Каждый свой шаг надо планировать, чтобы не нарваться на патруль монстров, не потревожить стаю пожирающих чье-то тело гигантских воронов или же не разбудить дремлющего в углу тролля. Но ничего не помогает – «костлявая» все равно настигнет нас, как бы мы не старались избежать с ней встречи. В иные моменты это невообразимо раздражает – настолько, что хочется выкинуть геймпад в окно, следом выбросить консоль, телевизор, а потом и самого себя. Но смерть в Bloodborne, как ни странно, несет в себе одно лишь благо – она дает необходимые для выживания знания и навыки, чтобы в последующем мы не совершали глупых ошибок. Умереть, чтобы выжить – звучит парадоксально, но в этом и заключается вся суть игры From Software.

Мир Bloodborne компактен, замкнут на себе и от того кажется прямолинейным – беги себе вперед и будет тебе счастье. Но его структура куда более сложна, чем кажется на первый взгляд. Так, все уровни в игре построены по круговому принципу и пересекаются друг с другом. Например, вернувшись из «Сна Охотника» на гипотетическую локацию номер три, мы можем практически сразу же попасть на локацию номер пять, так как во время прошлого прохождения мы открыли неприметные ранее ворота. Тщательно изучив местность вокруг себя, можно заметить и пропущенный ранее поворот, который выведет на неизведанную мини-локацию. Но особенно интересно находить заведомо скрытые дороги – они либо завалены либо всяким хламом, либо открываются, если выполнить ряд более сложных действий.

Пропустить «секреты» не только очень легко, но и обидно. Во многих играх ответвления от основного пути не стоят и выеденного яйца, но только не в Bloodborne, где неприметный лаз может вывести игрока к таинственному особняку или гигантскому храму в пару-тройку этажей и с десятком комнат и залов. Тут есть свои награды, свои монстры и даже уникальные NPC, у которых можно получить ценные артефакты или узнать важную информацию. Самая настоящая расточительность, если учесть, что «дырку в заборе» заметит лишь каждый второй путешественник. Но разработчики позволили себе такую роскошь, понадеявшись, что игроки будут вдумчиво изучать каждый уголок локации, не забывая обращать внимание на оставленные другими игроками подсказки.

Мучение – свет! Благочестивый обзор Bloodborne
Bloodborne - Мучение – свет! Благочестивый обзор BloodborneМучение – свет! Благочестивый обзор Bloodborne

Интересной фишкой Bloodborne являются генерируемые подземелья, в которые можно попасть, если провести ритуал с использованием специальных чаш во «Сне Охотника». Пройдя катакомбы, уничтожив всех монстров и босса, мы получаем вкусную награду вкупе с предметами, которые становятся основой для проведения очередного ритуала и создания нового подземелья с более мощными чудищами. Впрочем, сами локации практически не меняются, так как система использует «комнаты-заготовки», а их запас в крайней степени невелик. И поход по темным подземельям вскоре может наскучить, даже учитывая, что в «данжах» попадается уникальный контент – например, не встречающиеся в основной игре боссы.

В Bloodborne присутствует великое множество монстров, и каждая тварь отличается от другой не только внешним видом, но и особенностями ведения боя. Бывает так, что только через пять-десять смертей понимаешь, как противодействовать врагу, с какой стороны к нему подходить и где находится его «ахиллесова пята». Но страшнее босса зверя нет! Тут можно умереть и десять, и двадцать раз, и с каждой новой битвой чудовище может выделывать новые фортеля, что на корню губит всю выстроенную тактику.

Если мы убиваем босса (а куда деваться?), то получаем различные награды, а также очки озарения. Озарение выдается и за выполнение второстепенных квестов и использование некоторых предметов. Но зачем оно нужно? Во-первых, этот ресурс – к слову, не менее важный, чем отголоски крови – можно потратить на приобретение в магазине особо ценных вещей и предметов. Во-вторых, озарение требуется для получения доступа к мультиплееру. Наконец, когда шкала озарения достигает определенной отметки, нам открывается изнанка игрового мира. Отправляясь по своим делам сквозь неоднократно исследованную локацию, мы вдруг замечаем, что обстановка вокруг несколько изменилась. Несущественно так, самую малость – ну кого удивит появившийся из ниоткуда огромный монстр, который облокотился на гигантский собор, словно Обломов на своего слугу Захара. Хотя, стойте…

Когда у нас скапливается слишком много очков озарения, тогда игра активирует скрытые механизмы, что приводит к значительному усложнению геймплея. Вроде и монстр знакомый, неоднократно битый и униженный, но теперь в него будто бы бес вселился – разрывает нас как тузик грелку, лишь рожки да ножки летят во все стороны. Но если увеличение уровня сложности в одной из самых трудных игр современности нас смущает, мы можем схитрить, опустошив шкалу озарения. И покупка дорогостоящих предметов в специальном магазине для этого дела подойдет лучше всего.

Мучение – свет! Благочестивый обзор Bloodborne
Bloodborne - Мучение – свет! Благочестивый обзор BloodborneМучение – свет! Благочестивый обзор Bloodborne

Как и прежде, решив играть в Bloodborne по сети, мы становимся частью виртуального социума. Тут и там встречаются подсказки, оставленные пользователями, а также надгробия, позволяющие увидеть, при каких обстоятельствах погиб Охотник по ту сторону «хоста». Иногда мимо проскальзывают едва видимые силуэты других игроков, что несколько скрашивает подчас невыносимое одиночество и дает понимание – ты не один в этом мире. Но если становится совсем тоскливо, или же мы в определенный момент осознаем, что проскочить трудный участок пути без помощи извне не удастся, то тогда можно призвать в свой мир одного или нескольких Охотников.

Метки призыва в Bloodborne канули в небытие, и теперь, чтобы призвать союзника или же самому отправиться к кому-нибудь на помощь, нужно звонить в специальные колокольчики. Если на локации есть Охотники, то кто-нибудь обязательно да откликнется. Очень удобно, вот только с соединением бывает беда – помощник (или помощники, но не более двух) может появиться и через пять минут, и через пятнадцать, когда про него уже и думать забыл. Ситуация осложняется тем, что нам не показывают, в какой стадии находится «коннект». В этом случае остается лишь ждать и надеяться на лучшее.

Враждебное проникновение в мир другого игрока также предусмотрено, но обставлено оно несколько иначе. Тут все упирается в женщину с колокольчиком, которая по умолчанию бродит на некоторых локациях, трезвоня на всю округу. Заслышав импозантную даму (или, как метко выразились игроки, «бабину, которой сказали, что она потолстела, в результате чего она спятила и ей дали колокольчик, чтобы хоть как-то её занять»), мы звоним в особый вид колокола и отправляем карать потенциального недруга. Также вторжение может произойти, когда Охотник-жертва призывает к себе кого-нибудь на помощь, то есть активирует кооперативную игру. Но в этом случае есть риск нарваться даже не на двух, а на трех противников, а если еще и ваш коллега где-то застрял (вторгнуться в мир жертвы могут только два игрока одновременно), то результат поединка предугадать несложно.

Мучение – свет! Благочестивый обзор Bloodborne
Bloodborne - Мучение – свет! Благочестивый обзор BloodborneМучение – свет! Благочестивый обзор Bloodborne

Что касается известных по прошлым «Душам» ковенантов (внутриигровых фракций, с которыми игроки могут заключать и разрывать договоры о служении), то здесь дела обстоят более грустно. В отличие от Dark Souls II, где было 9 ковенантов, в Bloodborne их всего лишь 3, да и те урезаны настолько, что смысла в их присутствии многие игроки не видят. Некоторые даже успели вывести формулу трех «М»: мало возможностей, мало контента, мало наград. А жаль, ведь ковенанты всегда были одним из ключевым факторов, мотивирующих пользователей перепроходить Souls в рамках режима NG+.

Еще один интересный момент заключается в том, что два ковенанта из трех представленных находятся в состоянии вражды, что приводит к забавным с игровой точки зрения инцидентам. Там, если мы заключили пакт с Палачами, а потом решили призвать кого-нибудь для кооперативной игры, то на голову нам может свалиться «красный» псевдзосоюзник из стана Нечистокровных. Результат предсказуем – вместо совместного прохождения мы становимся участниками незапланированного PvP.

Если вы зайдете в раздел игры на популярном сайте-агрегаторе Matecritic, то столкнетесь с поистине удивительной картиной – из 90 рецензий нет ни одной отрицательной, и даже нейтральные отзывы отсутствуют. Но неужели представители игровых изданий настолько ангажированы, что побоялись выставить творению Миядзаки низкие баллы? Не думаю. Просто Bloodborne – действительно замечательная игра, которая заслуживает своих высоких оценок. Но и давать ей плашку «БОЖЕ, 10 из 10!» будет неправильно – в продукте From Software все же есть ряд спорных моментов, на которые нельзя закрывать глаза. Так что моя оценка, увы, будет:

«БОЖЕ, 8,5 из 10!»

С уважением,

Ваш Колоксуй

90
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

3 комментария к «Мучение – свет! Благочестивый обзор Bloodborne»

    Загружается
Чат