Что может создать Replay Studios? Контора, что пару лет назад сделала очень деструктивную и оттого зрелищную гоночную аркаду Crashday. Например, шпионский боевик! Впрочем, это хорошо, что фирма пробует себя в разных жанрах. А если вспомнить историю, Velvet Assassin должен был стать ее первым проектом. Попав под крыло нового издателя Gamecock Media Group, игра вернулась к жизни, сменила название (с Sabotage 1943 на нынешнее), но стала ли достойным представителем элитного жанра?
По крайней мере, для этого у нее были все условия. Splinter Cell: Double agent разочаровала, Metal Gear Solid эксклюзив для PS3, а новых серий Hitman пока на горизонте не видно. Лишь «Смерть шпионам» и её дополнение радовали ценителей жанра в последнее время. В Velvet Assassin мы воюем против фашистов во времена Второй мировой - сражаемся, привлекаем внимание фрицев, крадёмся и переодеваемся. На этом сходство с элегантным стилем Hitman заканчивается, и начинаются гламурные, адаптированные под консольного игрока будни Виолетты Саммер, чья кожаная куртка блестит не хуже бритой головы Сэма Фишера.
«Умирать лучше поодиночке»
Эта фраза, которую Виолетта произносит на старте игры, прекрасно формулирует смысл геймплея. Героиня долго сидит в укрытии и изучает повадки локальных противников. «Ага! - думает она. - Пять секунд они стоят ко мне лицом, а на двадцать отходят от своего поста - это удачный момент, чтобы прокрасться». Таков смысл прохождения. И всё же в отличие от классических шпионских экшенов, приоритет здесь отдаётся убийству, а не скрытности. Многих охранников легче убить, чем обходить. Только подождите, пока они разделятся: умирать лучше поодиночке.
VA можно отнести к жанру «новых stealth action», в котором упор делается на экшен. Мисс Саммер с явным удовольствием вонзает нож во вражескую спину. Оператор смакует этот момент, замедляя время и окрашивая экран в оттенки красного. Эффектности ради, создатели обогатили своё творение нелогичными аркадными, но яркими моментами. К примеру, можно сжечь солдата заживо, выстрелив в лужу бензина под его ногами.
Кроме того, наша подопечная может переодеться. Немецкая форма влияет на геймплей. На экране появляется шкала тревоги. Она показывает, «как близок Штирлиц к провалу», то есть, не узнал ли кто в Виолетте члена Сопротивления? В этом режиме не спасет ни тень, ни бесшумное перемещение - просто держитесь от всех на расстоянии и не делайте глупостей.
В конце каждого уровня нам показывают статистику, сообщающую обо всех действиях. Как быстро мы добрались до финиша, скольких врагов и как тихо мы убили. Несмотря на приличные размеры локаций, цифры редко переваливают за два десятка. Противников, в самом деле, немного и каждая перестрелка с ними идёт по отлаженному сценарию. Напоследок в статистике нам скажут, сколько бонусов мы собрали... Бонусы?
Никаких удивлений - изюминка VA, как вы уже догадались, в аркадности, уходе от строгих канонов жанра, заложенных ещё в Thief: Deadly Shadows. Replay сделала финт ушами: VA всей своей сущностью напоминает Wolfenstein 3D. Подземелья, узкие коридоры, темнота, грязь, мрак. Но главное - сбор «коллекционных предметов»: медалек, слитков золота, фляг. За них дают очки, за каждую тысячу позволяется улучшить одну из характеристик героини: здоровье, скрытность, или увеличить силу морфия - здешний аналог замедления времени. Только вот прокачка почти ни на что не влияет.
Мы не пойдём другим путём
При всей привлекательности картинки игре не хватает разнообразия. Все трюки заучиваются наизусть уже после первого уровня, а прохождение превращается в рутинное повторение одних и тех же операций. Из особых приёмов: лужица бензина, выключение радио (немцы обязательно захотят его снова включить, тут-то мы их и достанем) и замыкание электрической цепи. Неожиданностей нет в помине, сонные солдаты не видят Виолетту, окруженную фиолетовой аурой, с расстояния двух шагов. Убивай - не хочу!
Перебежки из тени в тень при туманном сюжете и невнятной архитектуре линейных уровней быстро надоедают. Может назвать VA коридорным стелс-шутером? Другое спорное решение, хотя оно скорее на совести игрового движка - разделение мира на независимые комнаты, ну, примерно как в первых частях Resident evil. То есть дебош в одной комнате никак не повлияет на покой врагов, находящихся в другой.
***
Несмотря на аркадность геймплея играть на удивление интересно, во всяком случае, первые две трети кампании. Velvet Assassin не хватает тонкости и разнообразия, запоминающихся элементов и капельки реализма. Ребята из Replay Studios не выпустили шедевр, но сделали достойный внимания, качественный и ориентированный на консольного игрока проект.